Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Логопедическая азбука

 
   Почему один малыш уже в год с небольшим бойко лепечет, стараясь сложить слова в предложения, и старательно заучивает стихи, а другой и в два года способен говорить лишь несколько отдельных слов, которые тяжело понять? Родители ищут причину в чем угодно: в наследственности, стеснительности, особенностях характера…
   В действительности же задержка речевого развития у детей берет начало еще в период внутриутробного развития.
 
Признаки речевых нарушений
 
   ОНР (общее недоразвитие речи) – всевозможные сложные речевые расстройства, из-за которых у ребенка нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок страдает ОНР, если наблюдаются следующие признаки:
 
 – Позднее (в сравнении с другими детьми) начало речи: малыш начинает говорить первые слова к 3-4 годам, а иногда и позже;
 – Импрессивная речь опережает экспрессивную, то есть ребенок понимает то, что ему говорят, но сам не может выразить свои мысли;
 – Речь ребенка страдает множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно;
 – Трудно понять то, что говорит ребенок.
 
Варианты речевых нарушений
 
1. Дислалия. Это наиболее распространенный вариант, когда наблюдается нарушение произношения отдельных звуков. Этот дефект можно быстро устранить, обратившись к помощи логопеда. Дело в том, что мышцы губ и языка «не умеют» справиться с определенными комбинациями, необходимыми для успешного произнесения того или иного звука – их нужно этому «научить».
 2. Дизартрия. Это более тяжелое состояние, при котором наблюдаются не только нарушения в произношении звуков, но и нарушения тонуса языка. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы, как слюнотечение, нарушение громкости, тембра, мелодики, ритма, интонации. У здоровых детей дизартрия проявляется редко, главным образом она сопровождает такие тяжелые неврологические заболевания, как ДЦП, органическое поражение мозга.
 3. Ринолалия. Это состояние, при котором речь звучит монотонно, невнятно. Искаженно произносятся все звуки, а не некоторые. Обычно причиной ринолалии становится дефект строения артикуляционного аппарата. В подобных случаях необходима помощь отоларинголога.
 4. Моторная алалия. Если ребенок в 2-3 года говорит намного хуже своих сверстников, но хорошо понимает взрослых, можно говорить о наличии моторной алалии. Причиной этого заболевания является поражение речевых центров головного мозга. Родителям нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неврологу.
 5. Сенсорная алалия развивается от того, что ребенок не может понять обращенные к нему слова. Причина – поражение определенных речевых центров головного мозга. Ребенок может повторять за взрослыми отдельные слова и даже предложения, но не понимает их смысла. Необходимо лечение у невролога, детского психиатра, логопеда, сурдолога.
 
   Все перечисленные отклонения касаются детей, у которых наблюдалось неправильное развитие речи с самого раннего возраста. Кроме указанных, существуют другие виды отставания в речевом развитии, которые проявляются позднее: например, заикание. Если у вашего ребенка наблюдаются эти признаки, нужно помнить, что нормальное развитие детей с нарушениями речи вполне возможно.
   В зависимости от степени тяжести все речевые нарушения можно разделить на две группы: те, которые не мешают обучению ребенка в обычной школе, и те, которые являются слишком тяжелыми и требуют специального обучения. Развитие детей с нарушениями речи сводится, помимо коррекции речи, к занятиям специальными упражнениями и развитию других навыков.
 
Развитие связной речи у детей с ОНР
 
   Даже если страдающий ОНР ребенок посещает обычное детское дошкольное учреждение, ему требуется постоянная помощь специалистов-логопедов. С такими малышами занимаются не только коррекцией речи, но и развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, детей учат математике и грамоте.
 
   Необходима помощь логопедов и школьникам. Развитие детей с ОНР осуществляется параллельно со школьными занятиями, внимание и высокая квалификация специалиста часто помогают преодолеть отставание от программы и заметно корректируют имеющиеся нарушения. Доказано, что успех логопедических занятий в школе напрямую зависит от того, насколько внимательно относятся к проблеме ребенка в семье: помогают ли закреплять полученные навыки, разговаривают ли с ребенком, подбадривают ли его.
 
   Если задержка речевого развития у детей имеет более тяжелую форму, ребенок нуждается в специальном обучении. Главный признак тяжелого речевого нарушения – явная ограниченность в речевом общении при нормальном умственном развитии и слухе. Такие дети не могут посещать обычную школу – они оказываются там в слишком тяжелом положении.
 
   Развитие речи детей с ОНР тяжелой степени осуществляется в специализированных детских садах и школах. Кроме того, нередко их воспитание и обучение происходит дома. Дети с нарушением речевого развития нуждаются в бережном, внимательном отношении со стороны родных и близких.
 
 
Развитие детей с ОНР: упражнения
 
   Если речевые нарушения имеют нетяжелую форму, ребенку можно помочь некоторыми упражнениями:
 
1. «Снежный лес». Малышу предлагают подуть на собранные в кучу кусочки белой бумаги, пушинки и вату: комната превращается в заснеженный лес. Щеки при этом не надувать, губы округлить и вытянуть вперед.
 2. «Футбол». Взять два шарика от настольного тенниса и наперегонки с ребенком «забивать гол» в ворота. При этом на шарики можно только дуть!
 3. «Буль-буль». Берутся два пластиковых стаканчика: в один вода набирается почти до краев, в другой – третья часть. Ребенку нужно дуть в каждый стаканчик по очереди через трубочку, чтобы вода не пролилась: в один – потихоньку, в другой – сильно.
 4. «Мыльные пузыри». Для обычного ребенка это легкая игра – выдувать мыльные пузыри, для малыша с нарушениями развития речи это может оказаться сложным. В таком случае – выдувайте их сами, направляя к ребенку, а он пусть дует на них, чтобы отогнать от себя.
 5. «Кораблики». Налейте в таз воду, пустите туда бумажные кораблики и устройте соревнования: нужно дуть на кораблики, чтобы они плыли как можно дальше и быстрее.
 6. «Свечи». Купите десяток разноцветных свечей, зажгите их и поиграйте с ребенком: попросите его задуть желтую свечку, потом синюю, потом зеленую и т. д.
 
   Все перечисленные упражнения очень полезны для дошкольников с нарушениями речи: ведь дыхательная система является своеобразной энергетической базой для речевой системы. Правильное дыхание очень сильно влияет на артикуляцию, звукопроизношение, развитие голоса.
 

   Развитие речи детей с ОНР должно иметь систематический характер и начаться как можно раньше: «застарелые» дефекты исправить гораздо сложнее.

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Александрович Л.М.

Разделы сайта