Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Использование логоритмических упражнений в музыкальной деятельности

                                           

Логоритмическая ритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.
Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий даже детям, имеющим речевые нарушения. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению укреплению здоровья детей. Поэтому, начав углубленно работать над этой темой, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель: Воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальных занятиях.
Цель раскрывается такими задачами:
  1. Учить детей осваивать двигательно-речевые упражнения. Развивать у детей чёткую ритмичность и координацию движений.
  2. Воспитывать умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним.
  3. Учить детей внимательно слушать музыку и воспринимать её логическое заключение, уметь вовремя остановиться.
Способствовать созданию благополучного психоэмоционального состояния и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.
В своей работе мы используем упражнения представленные в программе “ЛАДУШКИ” авторы Каплунова И, Новоскольцева Н. Эта программа составлена для всех возрастных групп детского сада. Очень часто на музыкальных занятиях использую логоритмические упражнения по моделям И.Голянд, которые очень полезны для развития у детей мелкой моторики, речи, чёткой ритмичности. Голосовые игры, разработанные Светланой Коротаевой на основе фонопедического метода В. Емельянова. При помощи этих игр дети учатся выражать голосом свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность.
Очень часто мы включаем в музыкальные занятия игры Т.Э.Тютюнниковой. Она научно доказала, что любой звук вызывает у человека сохранение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Вся её методика связана с концепциями К.Орфа, то есть не одно музыкальное занятие и урок не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки…
Рассматривая роль музыки в концепции К.Орфа необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому коммуникативные игры и упражнения Т.Э.Тютюнниковой как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Логоритмические упражнения в музыкальные занятия мы включаем комплексно, то есть, связываем их с разными видами музыкальной деятельности: пение, ритмическое движение, танцы, игры. 
Используя музыку как ритмический раздражитель мы достигаем повышения ритмических процессов организма, так как музыка захватывает своим ритмическим строем, активно стимулирует и регулирует движение человеческого тела, и является незаменимым компонентом логопедической ритмики. Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях мы отметили, что наиболее уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением музыкально – ритмических движений, перед распевкой или пением песен, а также перед работой над танцами или хороводами. Исходя из этого, составили схему последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отразили, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия.
Например, вначале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, шумелками, листочками и т.д.
Перед работой над песней очень хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. После того как дети подвигаются, прослушают музыку, пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть, работаем над артикуляцией, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней. Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они стали более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах.
В результате работы на музыкальных занятиях с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Музыкальный руководитель I квалификационной категории
Решетова О.Б.

Разделы сайта