Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как увеличить словарный запас ребенка?

 
   Возможно, ваш подрастающий ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у вашего ребёнка, которое будет происходить не только благодаря занятиям в детском саду или с логопедом, но и в повседневном общении в семье.
   Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку, которую он слышал в садике, или мультик, который увидел по телевизору. Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить.
  Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти занятия были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы малыш почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.
  Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых).
   В эти игры можно играть вдвоём, всей семьёй или в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.
 
 
Упражнения для развития речи
 
- рекомендуются для детей с 4-6 лет;
- каждая игра может быть предложена в более или менее сложной форме
 
  • Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совершенствовать речевой аппарат. В чистоговорках отрабатываются «проблемные звуки. («Шесть мышат в камышах шуршат»). 
  • Подбери определение. Это упражнение увеличивает объём прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребёнок рассматривает. Например, спросите: «Мяч какой?» Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребёнок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений. Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребёнок запоминает названные вами слова.
    Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что мы можем сказать: «мягкое»; «твёрдое и тяжёлое»; «течёт»?).
  • Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако, даётся более развёрнутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к её подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадай, что это?»). Важно, чтобы сам ребёнок пробовал давать определения – это учит формулировать мысли. Если ребёнок уже читает, попробуёте таким образом составлять простые кроссворды.
  •  Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз.
  •  Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребёнок – предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево – берёза, дуб...»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовёт больше.
  • Другая форма этого занятия игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имён девочек:…». Координация движениё детей 5-6-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мячом о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребёнок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.
  •  Аналогии – упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребёнка, как правильно закончить фразу: «Из яблока – яблочный, из яйца - …», «У собаки будка, у белки - …».
  •  Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выражения собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лёд и снег; лёд и стекло; снег и вата..?»).
  •  Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребёнок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.
  •  Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребёнок догадывается, как сказать наоборот («Светлый - …, медленный - …»).
  •  Закончи предложение. Ребёнок отыскивает соответствующее слово, чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным, блестящим…»).
  •  Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий – предложение нужно завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом…»).
  • Подбери родственные слова. Кто вспомнит больше однокоренных слов («Булка – булочка – булочная – булочник»).
  •  Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое-нибудь слово («Лошадь – лошадка, лошадёнка, лошадушка…»).
  •  Попробуйте сочинять вместе сказку: «Я начну, ты продолжай».
  •  Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребёнок повторяет за ним «эхом» - таким образом ребёнок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.
  •  Рассмотри в подзорную трубу. Предложите ребёнку свернуть ладошку в подзорную трубу» и рассмотреть через неё какую-нибудь картину, репродукцию с расстояния не менее метра и рассказать, что он видит. Взгляд через кулачок выхватывает отдельные детали изображения, помогая сосредоточить внимание на конкретном моменте. («Я вижу коня, он стоит в высокой траве, одну ногу он поднял, ветер развевает его лохматую гриву…»). Это задание достаточно сложно для детей с малым словарным запасом, поэтому подбадривайте ребёнка, помогайте.
  • Цепочка. Аналог игры в «Города» - каждое новое слово начинается с того звука, на который закончилось предыдущее, но тематика слов неограниченна, можно называть любые существительные.
  •  Рассмотрите вместе какую-нибудь сюжетную картинку, побуждающую к рассуждению. Обсудите «проблемные вопросы»; ребёнок должен установить определённые логические взаимосвязи (например, почему у мамы бывают грустные глаза; почему заплакал малыш…). Можно обсудить какую-нибудь прочитанную историю.
  •  Составь слова. Если ребёнок умеет немного читать и писать, предложите из ограниченного набора букв (или из длинного слова) сложить как можно больше новых слов.

Учитель-дефектолог I квалификационной категории

Мойсейчик Н.Л.

Разделы сайта