Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Тэатральна-гульнявая дзейнасць як сродак развіцця прамовы і зносін дзяцей

         Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, испытывают трудности в процессе общения и взаимодействия с окружающими. Возникающие застенчивость, робость, нерешительность или агрессия приводят к отсутствию проявления инициативности в общении, неумению поддержать беседу.

         Театрально-игровая деятельность является эффективным средством речевого развития и общения ребенка, так как способствует активному формированию связной диалогической, эмоционально насыщенной речи, ее грамматического строя. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

         Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.    Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, способствует развитию голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Стихи-диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом-партнёром.                                                  

Например:                     

- Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

     Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога:

- Кума, ты к нам?

- К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

- Кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?                                                                       

- Как не дать? Конечно, дам! 

       Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу на встречу. Это доставит детям большое удовольствие.

       Любая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.                                  

         Заученные литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

         Играя в театрализованные игры, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать, способствуют развитию умственных способностей. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

         В театрализованной игре осуществляется также и эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, она помогает изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет взрослым через театрализованную игру оказывать позитивное влияние на детей.

         Таким образом, театрально-игровая деятельность оказывает положительное влияние на способность преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Развивает мышление, память, воображение и внимание. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, а также передавать свои впечатления в монологической форме.

            

 

Воспитатель дошкольного образования

высшей квалификационной категории

Циценя О.С.

Раздзелы сайта