Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Гуляем, спазнаем, эксперыментуем

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В.А. Сухомлинский.)

    Ребенок - это постоянный исследователь. Он познает окружающий мир через взаимодействие с окружающими предметами, через свои личные ощущения. Большой интерес к познанию окружающего возникает у детей, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия. Отличным инструментом для этого могут стать опыты и эксперименты.

Детское экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности дошкольника и эффективным средством его интеллектуального развития:

  • вызывает любознательность и стремление к познанию окружающего мира;
  • расширяет и систематизирует имеющиеся у ребенка знания;
  • развивает мышление и логику;
  • способствует усовершенствованию речи, расширяет словарный запас, учит четко выражать свои мысли;
  • развивает наблюдательность, ведь наблюдение — это неотъемлемая часть любого опыта;
  • положительно влияет на формирование математических навыков, так как во время экспериментов приходится считать, сравнивать, измерять, анализировать;
  • учит делать выводы, опираясь на результаты опытов. 

   Семья играет важную роль в развитии познавательной активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной и исследовательской деятельности. Кроме того, совместная работа родителей и детей формирует более доверительные отношения между ними, учит ребенка сотрудничеству.

         Проведение опытов в домашних условиях  - занятие простое и общедоступное. Но прежде чем начинать любой эксперимент, важно обеспечить технику безопасности:

Перед проведением опыта необходимо внимательно прочитать его описание и точно следовать инструкции.

Взрослые должны обеспечить безопасность рабочего места, оборудования, приборов.

- Рабочее место должно быть хорошо освещено и свободно от посторонних предметов.

- Необходимо осторожно обращаться с открытым огнем, горячими и острыми предметами.

- Для проведения опытов должна быть отдельная посуда. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.

- После проведения опыта, необходимо тщательно убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость - проветрить комнату.

    Подбирая опыты, обязательно учитывайте возраст ребенка, его предпочтения и интересы.

     Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с дошкольником дома.

                                             Как окрашиваются цветы

    Чтобы наглядно объяснить ребенку, как растения получают влагу из земли, вам понадобится: два стакана, пищевые красители, листья капусты. Наливаем в стаканы воду, добавляем красители. Затем аккуратно ставим в окрашенную жидкость листья капусты. Постепенно они полностью окрашиваются в тот цвет, который вы добавляли в воду. Точно таким же образом деревья, растения и цветы получают влагу из почвы – по тоненьким капиллярам она поднимается вверх.

Как образуются облака

     Этот опыт поможет наглядно показать ребенку, как на небе появляются облака. Возьмите трехлитровую банку и налейте немного горячей воды. Сверху вместо крышки поставьте тарелку и положите лед. Пар, поднимаясь от горячей воды, столкнется с низкой температурой льда и превратится в облако. Чем больше пара будет скапливаться у поверхности, тем быстрее появятся крупные капли – пойдет дождь.

Как сделать невидимые чернила

        Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко, сок лимона или уксус. При помощи кисточки напишите на листе бумаге короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Написанное сразу станет видимым.

Как поднять кубик льда

       Если опустить кубик льда в воду, то он плавает у поверхности. Возьмите длинную нить и поместите один кончик на лед. Насыпьте соль на кубик и ожидайте около десяти минут. Потяните за нитку - вместе с ней вы достанете и льдинку. Соль, попадая на лед, его подтапливает. Нескольких минут хватает на то, чтобы излишки соли растворились в воде, а растаявшая вода приморозила ниточку к льдинке.

Цветы лотоса

    Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

 

Желаем удачи, новых знаний и впечатлений!

 

Воспитатель дошкольного образования
высшей квалификационной категории
Циценя О.С.

Раздзелы сайта