Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Гатоўнасць да школы

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. 

Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу!  

   Что значит эта загадочная «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»? Желание идти в школу - самая главная часть подготовки к школе! Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше, начиная с 3 - 4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию.

   Готовность к школе (Л.А.Венгер) – определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Составляющим этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Готовность к школе  состоит из следующих направлений:

  • физиологическая готовность,
  • психологическая,
  • мотивационная,
  • эмоционально – волевая.
  • Личностная

   Личностная готовность к школе – формирования внутренней позиции школьника; включает наличие интереса к школе, положительное отношение к школ, желание учиться, стремление занять позицию школьника

   Психологическая готовность к школе - это необходимый уровень психического развития ребенка для того, чтобы усвоить школьную программу, совместно обучаясь в группе сверстников.

  Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

 Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками. 

  Эмоционально - волевая готовность – определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку.

   Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитии: развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. 

Полезные советы и рекомендации для родителей: 

  1.  Полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, которые направлены для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. 

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Упражнение «Рисуем по памяти»

Цель: развитие памяти.

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

  1.  Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).
  2.  Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Игра «Что я вижу»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения.

Заранее подготовьте наклеенные на плотный картон картинки, вырезки из журналов, необычные фотографии. Раздайте получившиеся карточки всем участникам игры (должно быть не менее двух участников, например ребенок и мама.) в произвольном порядке и по очереди сочиняйте мини-истории по тем карточкам, которые выпадают.

  1.  Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
  2.  Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. 
  1.  Предложите ребенку запомнить последовательность цифр, слов (например, номера телефонов, комбинации из слов). 

Игра «Заучивание 10 слов » А.Р. Лурия

Цель: развитие памяти, выявление уровня произвольного запоминания

Диктуем ребенку 10 слов, затем просим их воспроизвести. Слова, которые необходимо запомнить: число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

  1.  Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
  2.  Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
    Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
  3. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. 
    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
  4.  Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.
    Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

   Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.

  На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.

   Необходимо заниматься закладыванием в ребенка различных знаний, расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! 

 

Педагог – психолог II квалификационной категории:

К.О. Коновалова

Раздзелы сайта