Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Доследна-эксперыментальная дзейнасць дашкольнікаў

   

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».  

                                                                                                       В.А. Сухомлинский 

   Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффектных методов познания детьми старшего дошкольного возраста закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты также имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.  

   Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

   Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.  Проведите с ребенком следующие эксперименты:

1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу»

Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

2. «Из чего состоит песок»

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер» 

Выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Ребенок рассматривает заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создает ураган – резко с силой сжать банку и выяснить, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить ребенку поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

4. «Своды и тоннели»

Предложить ребенку вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытащить карандаш и увидеть, что трубочка остается несмятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Ребенок делает вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

5. «Песочные часы»

Показать ребенку песочные часы. Пусть он проследит за тем, как пересыпается песок. Дайте ребенку возможность ощутить длительность минуты. Попросить ребенка набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Ребенок не должен разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

   Игры с водой 

Играя с водой, ребенок не только получает положительные эмоции, но и проводит опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты с водой:

1. "Тонет, не тонет”

В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”

В одном стакане соленая вода в другом – пресная. В соленой воде яйцо всплывает. Почему? (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”

Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки лотоса распускаются).

4. "Чудесные спички”

Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички расправляются. (Волокна дерева впитывают влагу и не могут сильно сгибаться, начиная расправляться).

5. «Веселые кораблики»

Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер». 

   Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного о воздухе и его свойствах: 

1. «Помашем веером»

Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте вопрос: Что ты чувствуешь? Подведите ребёнка к выводу, что воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух»

Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущий вывод: воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух»

Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: Чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: в круге воздух, и именно он делает его упругим.

4. «Живой пластилин»

 Совместно с ребёнком налейте в 2 стакана воду. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), и пластилин всплывает на поверхность.

5. «Холодный воздух»

Остудите заранее в холодильнике бутылку с водой и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит, и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в нем согревается, воздуху становится тесно. Поэтому шарик надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку с водой в холодную воду. Понаблюдайте, что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. «Живая змейка»

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее. Спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.

7. «Реактивный шарик»

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его. Обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.  

   Опыты с солнечными лучами 

- " Где сильнее греет солнце?"

- " Как появляются солнечные зайчики?"

- " Разноцветный мир"

- " Как появляется тень?"

-  «Почему завял цветочек?» 

   Все опыты и эксперименты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

   После проведения экспериментов у ребенка возникает множество вопросов, в результате чего развивается умение думать, рассуждать.

   Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

Воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории
Циценя О.С.

Раздзелы сайта