Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Дружна гуляем-гаворку развіваем !

      

   В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа- технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Поэтому педагог должен вносить в образовательный процесс новые методы подачи информации  

     Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

     В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

     Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых нарушений и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия. 

Игры на развитие речевого слуха

«Слова могут звучать громко и тихо»,

"Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью. 

Игры на развитие фонематического слуха

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развитие слухового внимания и фонематического восприятия; учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

"Найди и назови нужное слово"

       Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.                                                                                                                          

"Кто лучше слушает?"

       Логопед вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

"Какой звук есть во всех словах?"

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

"Назови первый звук в слове"

       Логопед показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

"Назови последний звук в слове"

       Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

"Подумай, не торопись"

     Логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.                                                                          

- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука м. (Мама моет Машу мочалкой). 

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Игра «Доскажи словечко»

       Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)

       Педагог бросает мяч ребенку, произносит слово с выделением звука Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Жуки»

       Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук.

Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

Игра «Построим дом Незнайке»

       Описание игры. Педагог объясняет, что у Незнайки есть дом, но комнаты в нем пусты. Нужно помочь ему обставить комнату мебелью, купить все, что ему понадобится в хозяйстве.

Но в названии всех предметов должны быть звуки Л

Игра «А что там?»

       Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше.

       Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевлённые подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координирования темпа движения с речью.

-«Горелки», «Гуси», «У медведя во бору», «Баба- Яга», «Баба Ёжка» , «Жмурки с колокольчиками» и др. 

       Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, и т. д.). 

       Игры-драматизации должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

«Теремок» , «Колобок», «Репка», «Красная Шапочка» и др.

    Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевлённые, имеющие сюжетную линию.

     Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.

       Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

     В логопедической работе, направленной на развитие логического мышления, рекомендуются игры

«4-ый лишний», «Аналогии», «Что кому надо?» и т. д.

Развивать внимание рекомендуется используя игры типа

«Дополни картинку», «Что изменилось?», «Найди отличия» и другие.    

   Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

«Семья», «Магазин», «Почта», «День рождения» и др.

       Роль взрослого в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

Раздзелы сайта