Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Развіццё прамовы дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі музыкі

  

  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения положительных результатов обязательно взаимодействие всех педагогов учреждения дошкольного образования и родителей.

    Особое место занимают музыкальные занятия, их значение для активизации речевой деятельности, коррекции двигательных нарушений, координации огромно. В играх с пением и музыкальным сопровождением дети учатся слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с этим содержанием.

     Музыка помогает закрепить навык правильного речевого дыхания, поработать над силой голоса и интонацией, чувством ритма и темпа. Работа над слитностью речи всегда начинается с музыкального сопровождения. Музыка, слово и движение - вот те три кита, на которых мы с вами должны тренировать речевую активность. Пение и музыка являются самыми приятными для детей методами обучения. Помните об этом, и успех обязательно придет.

     Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

   Пение даёт также возможность вырабатывать у детей протяженное произношение гласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песен, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. 

   Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладевания языком и развития речевой деятельности является повтор.

   Песни обеспечивают овладевание хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, т. к. речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом, т. к. оно требует более чёткой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

   Песни, сопровождающиеся жестами, движениями способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут выражать определенные слова или общее настроение песни. 

  Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, алфавитные песни, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно.

  Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

   Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, т.к. дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем к примеру, ситуацию "Папа берет нас в зоопарк". В зоопарке дети могут изображать разных животных. 

  Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого.

  Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно. 

     Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно.

    Эффективным средством для развития речи на музыкальных занятиях является логоритмика.

       Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.

       Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. 

 Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводим игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. большое внимание уделяю голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

   Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

Музыкальный руководитель I квалификационной категории

Решетова О.Б.

Раздзелы сайта